Среда, 11.12.2019, 04:08

  Детский сад   "МОЗАИКА"

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 30
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

НОД. «Камни – цветы жизни»

НОД. «Камни – цветы жизни»

Цели:

Ø    Учить делать элементарные выводы и умозаключения;

Ø    Формировать представления о неразрывной связи человека с природой. Продолжать расширять и уточнять представления детей о мире неживой природы;

Ø    Познакомить с разнообразием камней и их свойствами. Совершенствовать характер и содержание способов обследования предметов;

Ø    Развивать речь, творческое мышление, память, расширять кругозор, познакомить с нетрадиционной техникой рисования «акварель+соль».

Оборудование:

Шкатулка с образцами драгоценных камней, веточка сосны с кристаллами соли, сверкающий шар, статуэтка гномика, видео-картинки, карточки для цепочки «Превращение соли», лупы, набор для опытов и исследования песка и соли, спиртовка, колба. Красные и синие ладошки для дидактической игры «Хорошо – плохо»

Методы:

Рассматривание коллекции камней, проведение опытов с песком, дидактические игры, проведение опыта по выращиванию кристаллов соли.

Словарь:

Песчинки, разрушаются, восстанавливается, рассыпается, влажный, сырой, измельчают, растворяется.

Интеграция областей:

«Познание», «Коммуникация», Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Музыка», «Здоровье», «Безопасность».

Предварительная работа:

Чтение книги П.Бажова «Малахитовая шкатулка».

Ход занятия

(Дети с воспитателем входят  в группу. В правом углу на столе стоит светящийся шарик, накрытый прозрачным платком.)

В: Ребята, посмотрите, что-то красиво сверкает, может быть это елочка огоньки свои нам оставила? (Снимает платок и шарик начинает «говорить»).

Ш: Здравствуйте, ребята! Я – посланник  Хозяйки Медной горы. Она приглашает Вас к себе в царство.

В: Расскажите, пожалуйста, кто такая Хозяйка Медной горы? Какая она?

Дети: Она красивая, но коварная. У себя под землей хранит несметные богатства камней.

В: Вы сказали, что она хранит камни. А для чего нужны камни. Где вы их встречали?

Дети: чтобы строить дома, крепости, мосты, из камня делают памятники, украшают клумбы.

В: Правильно, ребята. (Показ видео-картинок). А сейчас мы отправимся в гости к Хозяйке Медной горы, а перенесемся туда с помощью волшебной мантии. (Накрывает детей плотной тканью. Произносят слова « Крумбле-румбле-бум!»,снимает мантию и детей встречает Гномик)

Г:  Здравствуйте, ребята! Я очень рад вас видеть в нашем царстве. Я – Гномик, помощник     Хозяйки Медной горы. В нашем царстве много камней. Камни бывают разные: большие и маленькие, красивые и обычные. На одни мы любуемся, а без других мы не смогли бы жить. Но все они называются «Цветы Земли», потому что добываются или глубоко под землей, или на поверхности земли.

      Камень прочный, жизнь его долгая, но не вечная. Он может появиться на свет огромной горой. Но вода, ветер, солнце за долгие годы разрушают его, превращая сначала в обломки скалы, а затем в мелкие камешки и, наконец, в песок. А теперь я приглашаю вас в лабораторию.

В:  Ребята, помните, что в лаборатории надо быть предельно осторожными, громко не разговаривать, с приборами обращаться аккуратно.

(Первая группа подходит к своим столам – в тарелочках сухой песок; вторая группа – мокрый песок.).  Посмотрите, что вы видите на столах, как вы думаете, чем мы будем заниматься. (Ответы). Возьмите лупы и рассмотрите песок, что вы можете сказать? (1 гр. – песчинки прозрачные, белые, коричневые и т.д., 2 гр. – песчинок не видно.) Почему их не видно? (Они прилипли друг к другу…) Попробуйте из песка что-нибудь слепить. Получается? Почему?

     1 гр. – песок сухой, рассыпается, поэтому из него ничего нельзя слепить,

     2 гр. – песок мокрый, из него ничего не сыпется, из него можно строить.

Как вы думаете, где в жизни можно встретить сухой и мокрый песок?

     1гр. – зимой посыпают дорожки, в песочнице, на пляже;

     2 гр. – в море, в реке, в аквариуме.

Ребята, в результате этого исследования, с какими свойствами песка вы познакомились. (Предложить детям вытереть руки салфетками)

      1 гр. – сухой сыпучий, из него нельзя ничего построить.

       2 гр. – сырой, мокрый, влажный, из такого песка можно слепить фигурки.

      Все правильно, вы настоящие ученые. А теперь я предлагаю поиграть в

игру «Хорошо-плохо» (Если вы считает, что хорошо, поднимаете красную ладошку, если плохо – синюю.)

Как вы думаете, то, что камни разрушаются и превращаются в песок, это хорошо или плохо. (Ответы - Хорошо, в песок можно играть, удобно лежать на пляже загорать, ходить босиком по песку и песок нужен для строительства домов, дорог. Плохо – красивые горы и камни постепенно разрушаются, пропадает природная красота)

Молодцы, а сейчас я приглашаю вас отдохнуть

Физкультминутка

Стоит гора-старушка            руки вверх

О небес макушка                   тянуться на цыпочках

Ее ветер обдувает                  обмахивают кистями рук

Ее дождик поливает               встряхивают кисти рук

Стоит гора, страдает             прикладывают ладошки к щекам, качают

                                                головой                                                                                                

И камешки теряет.

И каждый день                       медленно отходят назад

И каждую ночь

Катятся, катятся                     дети разбегаются в стороны

Камешки прочь.

Раскатились камешки         прикладывают ладошки к щекам, качают головой

И стой поры ничего                    двумя руками показать на опустевшее место

Не осталось от нашей горы.

Дети присаживаются на коврик.

В:  Посмотрите, что  у меня в руках (воспитатель на подносе держит каменную соль). (Ответ – камень)  На что похож этот камень? (ответы)     Да, ребята, это камень, называется – каменная соль. Что вы можете сказать про этот камень? (Он твердый, блестящий, не рассыпается, его можно есть). Для чего нужна соль? (Добавляют в разные блюда, посыпают зимой дорожки) А кто знает, где добывают соль? (Ответы). Соль добывают в горах в специальных подземных шахтах, достают со дна моря, соленых озер, затем ее очищают, упаковывают, затем везут в магазин. Соль необходима не только людям, но и домашним животным. Помимо этого соль лечит. Для этого существуют специальные соляные пещеры. В таких условиях гибнут микробы, воздух становится очень целебным. А еще есть морская соль. Ее добывают с помощью солесоса из морской воды.  (Показать морскую соль)

      А теперь пройдем к столам. Возьмите ложку соли, поместите ее в воду, хорошо помешайте. Что вы заметили? (Соль растворилась) Значит в воде ее нет? (Ответы) Попробуйте воду на вкус. Какая она? Какой вывод можно сделать? (Соль осталась, не исчезла, растворилась.)      Ответьте мне, что произойдет, если нагреть соленую воду? (Ответы)      Давайте проверим опытным путем. (Над спиртовкой нагреваем пробирку с соленой водой. Вода испаряется, остается белый налет.)  Что за белый налет образовался в пробирке. (Это соль) Итак, с помощью карточек сделаем вывод: ребенок ставит карточки и объясняет.

Р:   Соль состоит из кристаллов, в воде не исчезает, ее можно получить снова, если кипятить.

В:   Молодец. Какое свойство камней мы узнали из этого опыта.

Р:   Соль это камень, который можно употреблять в пищу, что соль не только растворяется, но и восстанавливается.

В:   Посмотрите, какая красивая веточка у меня в руках. (Воспитатель показывает сосновую веточку, посыпанную кристалликами соли)  Точно такую мы сейчас с вами нарисуем. В процессе рисования мы будем использовать соль. (Показ воспитателем поэтапного рисования)

Самостоятельная работа детей.

В: Какие вы молодцы! У всех получились такие красивые веточки, как будто усыпаны настоящим снегом.

Г: Ребята, вам  Хозяйка Медной горы передала шкатулку, чтобы вы смогли полюбоваться красивыми камнями. Возьмите ее за красивым цветком. (Дети находят шкатулку, садятся на коврик и рассматривают. Звучит нежная мелодия.)

В: Полюбуйтесь этими сверкающими камнями – это тоже «Цветы Земли».      И нет в природе более чистых и сверкающих красок. Скажите, а камень – это живая или неживая природа? (Неживая) А почему вы так думаете? (Так как они не дышат, не разговаривают, не питаются). Посмотрите, каждый камень по-своему красив. Вот, например, янтарь – необычный камень, это окаменевшая смола, но  не современной сосны, а ее «очень  древней бабушки», которая жила очень-очень давно. А сейчас закройте глаза и представьте, что вы на берегу  Балтийского моря.

(Звучит релаксационная музыка)

Мы с вами видим янтарные сокровища. Эти камни хранят тепло, почувствуйте его.

Самое удивительное, что  янтарь рожден деревом. В старину говорили, что,

Если грустный человек примерит янтарное украшение, то  в его глазах появится радость. Посмотрите  внутри этого камня можно увидеть пузырьки воздуха, паучков, бабочек, черные  крапинки. Если янтарь потереть шерстяной тканью и положить  рядом кусочки бумаги, то он их притянет. (Показ)

Дети, а самое главное, то, что мы должны беречь, хранить и преумножать эти богатства.

В: Вот и пришло время возвращаться домой. (Произносим слова.)

В: Ребята, что нового для себя вы узнали из сегодняшнего занятия. (Итог)

В подарок о нашем занятии Хозяйка Медной горы  дарит вот эти красивые камешки, из которых вы сделаете красивый каменный цветок. На этом наше занятие окончено.

Категория: Мои статьи | Добавил: mozaikadetsad (10.10.2016)
Просмотров: 296 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar